Услуги

Маркировка товаров – что необходимо розничным магазинам

Маркировка товаров достаточно глобальный проект, который в итоге коснется практически всех отраслей промышленности. У Правительства в планах к 2024 году создать Единую национальную систему маркировки, к которой будут подключены все производители и продавцы - от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Главной целью маркировки является снижение оборота контрафактной продукции.

Давайте разберёмся, на какие виды товаров маркировка уже является обязательной, и каким типам бизнеса уже сейчас следует обеспокоиться о закупке соответствующего оборудования для маркировки в 2020 году и что конкретно необходимо сделать, чтобы избежать штрафов.

График внедрения маркировки

  Продукция Дата ввода
  Алкогольная продукция (ЕГАИС) до 01.01.2019
  Меховые изделия до 01.06.2019
  Табак до 01.07.2019
  Велосипеды до 30.06.2020 
  Лекарственные препараты до 01.07.2020
  Обувь до 01.07.2020
  Фотоаппараты и лампы-вспышки
до 01.12.2020
  Молочная продукция до 20.01.2021
  Легкая промышленность до 01.02.2021
  Шины и автопокрышки
до 01.03.2021
  Кресла коляски до 01.06.2021
  Духи и туалетная вода до 30.09.2021

Схема работы системы маркировки

  1. Оператор маркировки – ЦРПТ – предоставляет ПАК с регистратором выпуска кодов маркировки, этот ПАК производитель устанавливает у себя на производстве. Для небольших производств предполагается возможность заказывать уже готовые этикетки с кодами Data Matrix в Центрах Этикетирования и Маркирования.
  2. Производитель наносит на каждый товар двухмерный код формата Data Matrix. Упаковка также будет промаркирована. Подделать или скопировать такой код невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального кода проверки, генерируемого оператором системы. Как выглядит код Data Matrix: 
  3. Производитель через систему электронного документооборота передает поставщику электронную накладную – УПД (универсальный передаточный документ), в котором учтены все коды маркировки пачек (для табака), штрихкоды упаковок (для табака и обуви).
  4. Поставщик сверяет коды упаковок или агрегаций фактического товара с накладной. Далее подтверждает получение УПД (при наличии расхождений корректирует или отклоняет).
  5. Поставщик передает в розничные магазины продукцию по той же схеме что и производитель-поставщику. (обязательно с 2020 года)
  6. Для реализации покупателю розничный магазин сканирует штрих код 2D-сканером. Если данные на штрихкоде действительны (соответствуют данным в информационной системе продажи маркированной продукции), то продажа товара возможна. Касса передает информацию о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в информационной системе продажи маркированной продукции.
  7. Конечный потребитель продукции может проверить легальность купленного товара с помощью приложения «Честный знак».

Что необходимо предпринять розничным магазинам, реализующим маркированные товары, чтобы избежать штрафов?

  Получить Электронную цифровую подпись, поскольку работа с поставщиками должна будет вестись через ЭДО (электронный документооборот).
Для регистрации в системе ЧестныйЗНАКи для ЭДО необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Это самая минимальная подпись, ее стоимость составляет 1 490 руб (1С-ЭТП.ОФД + 1С-ЭТП. Расширенная лицензия). Если у Вас уже имеется подпись для сдачи отчетности или для сайта налоговой, то приобретать новую подпись не нужно.
  Регистрация в системе ЧестныйЗНАК.РФ.
  Подключиться к Электронному документообороту (ЭДО).
Электронный Документооборот - это различные сервисы по обмену, передаче бухгалтерских документов в электронном виде. С его помощью юрлица могут обменяться документами поставки в случае маркировки. Таким образом, с введением маркировки преобразуется лишь форма документа из бумажной в электронную.
Подробнее о сервисе
  Обеспечить наличие сканера 2D-штрихкодов.
При выборе данного оборудования учитывайте, что коды могут закрываться пленкой и давать блики (например, на сигаретах) и не каждый тип 2D-сканера может его корректно считать.
Нужно также понимать, что 2D-сканер считывает и другие виды штрих-кодов, поэтому нет необходимости приобретать разные сканеры на разные виды товаров. Достаточно одного 2D-сканера.
Подобрать сканер можно тут.
  Обеспечить наличие принтера штрихкодов
Для некоторых видов товаров (например, обувь), может понадобится маркировка имеющихся остатков.

Штрафы и наказания – о чем гласит закон №195-ФЗ

Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки влечет наложение административного штрафа:

  • Физические лица - от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Должностные лица - от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Юридические лица - от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Продажа товаров и продукции без маркировки, в случае если, такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, также влечет наложение административного штрафа:

  • Физические лица - от 2000 до 4000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Должностные лица - от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Юридические лица - от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Где приобрести оборудование и получить необходимые услуги?

Специалисты центра автоматизации бизнеса «Аксиома» готовы проконсультировать Вас по подбору оптимального набора оборудования, программного обеспечения и услуг в зависимости от того, к какому типу бизнеса относится Ваша компания и работает ли она с маркированной продукцией.

Заказать консультацию
или звоните 8 (4112) 251-221